Любой технике при работе свойственно издавать звуки, которые могут свидетельствовать о нормальной работе механизма или о неполадке какого либо узла. Неприятные скрипы, которые издает велосипед, являются признаком износа или чрезмерного трения деталей. Как показывает практика, самое сложное – обнаружить источник скрипа, а устранить поможет переборка и смазывание.
Для начала нужно определить закономерность появления звука, например при нажатии на педаль, повороте, торможении и его возможный источник. Далее мы рассмотрим основные узлы, которые могут издавать неприятный скрип и расскажем как это вылечить.
Тормоза
Вполне возможно, что скрип возникает при торможении – эта проблема знакома многим велосипедистам. Здесь скрип формируется из нескольких составляющих: колодки, обода и подвода колодок. Стоит заметить, что колодки должны соприкасаться с ободом очень точно в одной плоскости. У тормозов V-brake – чем резина колодок мягче, тем тише осуществляется торможение, но быстрее происходит износ, и наоборот. Проверьте состояние ободов – наличие загрязнений и износа, при необходимости очистите любыми доступными растворителями – бензином, уайт-спиритом.
С дисковыми тормозами все зависит от материала тормозных колодок. Металлические колодки – очень надежные и используются при высоких нагрузках, например в горах, и имеют свойства издавать писк, особенно в дождь. Органик – более мягкий, бесшумный материал колодок, но быстрее изнашивается, а также быстро перегревается. Советуем своевременно менять колодки, не доводя износ фрикционного материала до голого металла.
Каретка
В 70% всех скрипов возникающих при езде на велосипеде виновата каретка. Еще бы, основную нагрузку вращения педалей воспринимает она. Сначала нужно убедиться, что звук издают не педали, для этого требуется, как минимум, их открутить, проверить на предмет люфта, нанести густую смазку и прикрутить обратно. Если звук не прекратится – разбираем каретку, тщательно протираем детали, в том числе кареточное пространство в раме, смазываем и закручиваем. Возможно скрип издают звезды системы – откручиваем фиксирующие болты, протираем, смазываем, затягиваем.
Рулевая колонка
Звук из рулевой колонки имеет свойство распространяться по всей раме, из-за чего источник бывает довольно сложно обнаружить. Откручиваем фиксирующие болты и аккуратно вынимаем рулевую трубу из рулевой колонки, запомнив расположение подшипничков, пыльников и шайб. Как вы уже догадались, протираем тряпочкой все компоненты, смазываем подшипники и собираем обратно, в точности чередуя все детали.
Скрип седла
Звук может возникать в месте крепления подседельного штыря к раме. Необходимо выкрутить фиксирующий болт и смазать его резьбу, а также фиксатор с внутренней стороны. Также скрип может возникать в месте крепления подседельного штыря к сидению. Проверяем, хорошо ли затянуты болты или гайки.
Ролики заднего переключателя
Ролики заднего переключателя могут сильно доставать своим свистом. Периодически нужно накладывать густой смазки в специальные чашечки - через один-два месяца нужно будет повторить смазку.
Колеса
Скрип или хруст могут издавать спицы. Не будет лишним проверить колесо на наличие «восьмерок». Как их исправлять, мы уже описывали в одной из статей.
При необходимости подтягиваем спицы специальным ключем.Этим список возможных источников скрипа не ограничивается. Неприятный звук может издавать разные узлы и детали – втулки, может тереть цепь о механизм переключения. В любом случае, источник звука необходимо обнаружить, понять, в чем причина, иначе возможна преждевременная поломка любимого велосипеда.