Эксперты двух лидирующих производителей велосипедных покрышек, Schwalbe и Continental, поделились своим мнением относительно давления в шинах и его связи с шириной, и о том, какой влияние это оказывает на гонщиков.
Почему давление важно?
Почему так много дискуссий о выборе оптимального давления в шинах? Потому что это один из ключевых факторов в определении качества езды.
Бенджамин Блаурок из Continental объясняет: «Давление в шинах играет важную роль в работе всей системы. Это влияет на сцепление, сопротивление качению, комфорт, безопасность и производительность при длительной езде.»
Это означает, что тщательная проверка давления должна быть частью каждой тренировки и не основываться на субъективных ощущениях при «прощупывании».
Естественно, что регулярная езда с недокачанными шинами приводит к их повреждению. «Если давление постоянно слишком низкое, то в результате получите преждевременный износ покрышки.» — объясняет Дэйв Тейлор из Schwalbe. «Разрушение боковой стенки является типичной проблемой. Также происходит слишком сильное стирание. Но, с другой стороны, покрышки с меньшим давлением лучше поглощают удары.»
«Определение правильного давления зависит от нагрузки, которая оказывается на шины. Главным фактором является вес гонщика. В отличии, от автомобиля, где вес транспортного средства лишь часть общего веса. В случае с велосипедами, чем уже покрышка и выше нагрузка, тем большее давление необходимо.» Тяжелому гонщику, при одинаковой ширине покрышек. потребуется «загнать» больше воздуха.
Давление в шинах и сопротивление качению
Соотношение между давлением и сопротивлением качению на самом деле сложнее, чем кажется на первый взгляд.
«Низкое давление увеличивает сопротивление качению шины через большую площадь контакта.» — объясняет Блаурок. «Большая площадь контакта равна большему сцеплению, что вызывает более высокое сопротивление качению. На рисунке ниже можно увидеть сопротивление качению относительно давления в покрышках на одной конкретной модели. График демонстрирует, что можно ездить с широкими покрышками на низком давлении при том же сопротивлении качению.»
По оси Y установлено сопротивление качению в условных единицах.
При езде по гладкой поверхности, чем выше давления в шинах, тем ниже деформация, тем меньше сопротивление качению. На бездорожье, наоборот, чем ниже давление, тем меньше сопротивление качению.
«Покрышки с меньшим диаметром имеют более высокое сопротивление качению при том же давлении, потому что деформация шины пропорционально больше. Более широкие покрышки деформируются меньше, при том же давлении.»
Блаурок добавляет: «Шире покрышка имеет ниже сопротивление качению из-за меньшей деформации. Это означает, что для реформации требуется меньше энергии, это и снижает сопротивление. Кроме того, использование широких покрышек позволяет «закачивать» меньше давления и добиваться большего комфорта.»
Другими факторами оказывающими влияние на сопротивление качению является материал и конструкция поверхности покрышки. По словам Тейлора, чем меньше материала, тем меньше деформируется покрышка. «Чем более гибкий материал, тем меньше энергии теряется из-за деформации. Как и давление, диаметр, ширина, конструкция и рисунок проектора также оказывает влияние на сопротивление качению.»
Давление и ширина
Кроме того, что широкие покрышки позволяют ездить с меньшим давлением при том же сопротивлению качению, это не делает их идеальным выбором для любой ситуации. Одним из факторов, который снижает веру в широкие шины, является их способность интегрироваться с аэродинамическими рамами.
Раньше, например, на тайм-триал байки по-умолчанию ставили самые узкие покрышки, так как они имеют меньшее лобовое сопротивление. Но, если посмотреть на новые модели аэро-байков Trek,Specialized и Scott. то можно обратит внимание, что слишком узкие покрышки образуют слишком большой зазор между покрышкой и рамой, создавая нежелательную турбулентность. Кроме того, шины, которые являются слишком узкими по отношению к современным ободам оказывают негативное влияние на поток воздуха вокруг колес.
Что касается давления, «узкие шины работают на высоком давлении, что делает их менее удобными», — объясняет Дэйв Тейлор. «Тем не менее, узкие шины при высоком давлении имеют преимущество перед широкими на высокой скорости, поскольку они обеспечивают меньшее сопротивление воздуха.»
«Прежде всего, велосипед с узкими шинами при высоком давлении намного легче, потому что вращающаяся масса колес ниже и велосипед более быстрый. Важность этого становится более заметной при езде в быстрой группе и при необходимости ускоряться от 20-40 км/час после резкого поворота, чтобы не отставать от других. Но при езде с постоянно скоростью, например, 20 км/час лучше выбирать широкие покрышки. На практике, экономия энергии при езде с широкими покрышками даже больше, чем кажется в теории. Эластичные шины поглощают удары, которые могут передаваться гонщику, но который экономит свою энергию.»
«Профессиональные гонщики все чаще выбирают широкие покрышки. 18 и 20 мм шины мы уже вряд ли увидим, а стандартные 23-мм профессионалы меняют на 24 и 25 мм.»
Вывод
К сожалению, невозможно найти одно оптимальное давление в шинах для всех ситуаций, поэтому мы и дальше будем спорить. Понимание принципов взаимодействия ширины покрышек и давления поможет Вам подобрать необходимую комбинацию исходя из Ваших целей. Если Вам предстоит скоростная гонка на гладкой поверхности. то узкие покрышки будут лучшим выбором. Но если Вам «светит» длительная езда по проселочной дороге, то дополнительный комфорт и низкое сопротивление качению широких шин сыграет Вам на руку.
Источник: https://velohack.com