Итак в результате удара колеса мы получаем "восьмерку". Восьмерка это искривление обода колеса, которое обычно получается при попадании колеса в выбоину, наезде на препятствие или если просто растянулись спицы от времени.
Что делать если эта неприятность произошла в пути. Колесо не может нормально вращаться и возможно даже задевает за раму велосипеда. Конечно для исправления восьмерки мастера используют специальное приспособление - станок. Но в пути станка у нас с собой может не оказаться. В таком случае нам нужен как минимум ключ для спиц. Например такой как на картинке.
Ключи могут выглядеть очень по разному, главное чтобы он мог вращать ниппеля спиц не срывая их. Для начала необходимо определить место и направление наибольшего изгиба обода. Для этого применим подручные средства. Нужно любым доступным способом закрепить на раме или вилке например куски картона или бумаги. Мы применили обычные прищепки. Устанавливаем наши картонки в такое положение чтобы они едва касались обода колеса, но не задевали при этом за покрышку. Помимо этого неплохо подойдут пластиковые хомуты-стяжки, небольшие куски мягкой проволоки и т.д.
Да, важный момент! Если на колесе установлены отражатели, то желательно снять их либо сдвинуть в сторону втулки, чтобы они не создавали натяжения в спицах и не мешали работать ключом для спиц.
Помимо эого проверим плотно ли установлено колесо в посадочных местах рамы или вилки. Ослабим эксцентрик и надавим на колесо, после чего эксцентрик затягиваем снова.
Вращаем колесо и смотрим где оно раздвигает наш картонный измерительный прибор. Если это происходит то необходимо немного увеличить расстояние между картонками так, чтобы колесо вращалось задевая за них лишь один раз за оборот колеса.
Медленно проворачивая колесо, определяем сторону в которую колесо изогнуто сильнее, хотя обычно это видно на глаз. С помощью нашего импровизированного станка находим место наибольшего изгиба обода, там где обод задевает картон. Замечаем место. Его нужно запомнить а лучше пометить.
Теперь нам нужно определить какие спицы натягивать, а какие ослаблять с помощью ключа. Если колесо изогнуто вправо, тогда сперва ослабим спицы, которые идут от места изгиба к правому фланцу втулки. Для этого будем вращать ниппеля этих спиц по часовой стрелке - как бы вкручивая их в обод. (Если спицы прослабли от удара настолько что их можно свободно пошевелить, тогда дополнительного ослабления не требуется) Ослабив правые спицы, начинаем понемногу подтягивать спицы идущие от левого фланца втулки. Тянуть желательно не одну а как минимум две-три спицы, находящиеся вблизи от центра изгиба. Подтягивать спицы следует поочерёдно поворачивая ниппеля на четверть оборота против часовой стрелки, если смотреть на обод со стороны втулки.
Подтянув левые спицы несколько раз, снова вращаем колесо и проверяем по импровизированному картонному станку на сколько обод теперь отступает от картонки и подвигаем её так чтобы она снова задевала обод при вращении. Повторяем все вышеописанные операции до тех пор пока колесо не примет форму, позволяющую ему свободно вращаться. После этого проходим ключом по всем спицам подтягивая их на четверть оборота. Можно пройти более одного раза, это придаст колесу большую жесткость. Важно следить чтобы в процессе протяжки колесо снова не искривилось и корректировать усилие натяжения отдельных спиц на поврежденном участке обода. Теперь можно проехать на таком колесе ещё много километров и добраться до дома а при случае обратиться за помощью в мастерскую, где колесо смогут довести до идеала уже при помощи стационарного станка.