Вряд ли найдется хоть один человек, который не знает словосочетание «горный велосипед»! Это, пожалуй, один из самых популярных запросов на покупку в нашем магазине перед велосезоном. И в нашей статье мы решили рассказать вам всё и даже немного больше о горном велосипеде!
Итак, начнем с небольшого экскурса в историю. Первый велосипед, оснащенный широкими покрышками, многоуровневой рамой и передней подвеской, «увидел свет» еще в 1930-х годах, а изобрел его немецкий инженер Игнац Швинн.
Но истинную популярность (и чуть более-менее схожий вид с современными горными велосипедами) этот вид двухколесного транспорта обрел чуть позже.
В начале 1970-х в США начался повышенный интерес к велотранспорту в целом. А вот в Калифорнии пользовалось популярностью катание по горам (оно и неудивительно с их перепадами высоты и рельефов даже в самом городе), для которого шоссеры подходили не лучшим образом. В 1974 году шоссейные гонщики Джо Бриз, Отис Гай, Гари Фишер и Чарли Келли оснастили свои старые шоссейники переключателями передач, мотоциклетными тормозными ручками и барабанными тормозами и заявились на них на очередную гонку по велокроссу.
Пожалуй, именно отсюда и стоит считать время зарождения горного велосипеда. Дальнейшее развитие маунтинбайков заключалось, в первую очередь, в совершенствовании существовавших конструкции и оборудования и заимствовании для горных велосипедов решений, ранее использовавшихся только на мотоциклах.
Своего пика популярности они достигли в 1990 году, когда прошел первый чемпионат мира по езде на горных велосипедах, в том же году Международный союз велосипедистов, официально признал маунтинбайк отдельным видом спорта. В 1996 году горный велосипед был включен в программу Олимпийских игр в Атланте.
Какой горный велосипед купить?
Чтобы выбрать подходящий маунтинбайк в первую очередь необходимо определиться по какой местности преимущественно вы будете кататься и тогда выбирать «горняка». Различных нюансов довольно много, поэтому разобраться и выбрать подходящий горный велосипед - это та еще задача. Особенно для новичка. Но попробуем разъяснить основные характеристики, на которые нужно смотреть при выборе и покупке.
Рама – это скелет любого велосипеда, на котором держится всё, а для горного велосипеда это особенно важно. Есть три основных материала.
- Сталь – присуща бюджетным моделям. Нельзя сказать, что она ненадежна. Но большой вес такой рамы добавит сложностей при подъеме в крутую гору. К тому же, если вы живете в доме без лифта, проблематично будет поднимать и спускать такой велосипед по лестнице.
- Алюминий – самый популярный вариант, встречается на моделях любого класса. Главный плюс такого материала – легкость. Визуально алюминиевую раму можно узнать по крупным чешуйкам от сварки в месте присоединения к рулевой колонке.
- Карбон – дорогой вариант, присущий предпрофессиональным и профессиональным велосипедам. Он совмещает в себе легкость и в то же время высокую жесткость.
В большинстве случаев для повседневного любительского катания будущие велосипедисты останавливают выбор на алюминиевой раме. Особенно это актуально для девушек, подростков и тех, кто не хочет превращать катание в силовую тренировку.
Подвеска
Так как горный велосипед все же предназначен, в первую очередь, для езды по всем покрытиям, кроме идеального асфальта, то его конструктивные особенности направлены на то, чтобы сделать велосипед более проходимым, точным в управлении и комфортным в некомфортных условиях. И тут на помощь приходит подвеска, которой оснащены большинство байков.
По количеству подвесок MTB делятся на три вида:
- Хардтейл: сзади жесткая рама, оснащен одним амортизатором. Предназначен для езды по пересеченной и ровной местности, что делает его отличным вариантом велосипеда для российских дорог.
- Двухподвес: оснащен двумя амортизаторами, которые делают поездку по горам и холмистой местности максимально (на сколько это можно) комфортной. Хороший двухподвес, к слову, мечта многих велосипедистов.
- Ригид: велосипед без амортизаторов. Абсолютно никакой подвески. Уровень комфорта на таком байке по горам и даже просто холмикам оставляет желать лучшего! Но, подкупить он может более доступной ценой, отличным ходом на ровных дорогах и минимальным обслуживанием.
Вилка
К выбору системы амортизации нужно подойти серьезно. От этого зависит надежность и комфорт. Различают три типа вилок.
- Пружинно-эластомерная – бюджетный вариант, но и надежность его невысокая. Подойдет для тех, кто планирует кататься нечасто и по хорошим дорогам, например, паркам.
- Пружинно-масляная – обеспечивает плавный ход. Обычно такой вариант можно встретить в велосипедах любительского класса.
- Воздушно-масляная – более дорогостоящий вариант. Устанавливается на моделях высокого любительского и профессионального сегмента.
Важно учесть еще и конструкцию вилки. Так называемые монолитные штаны считаются наиболее надежными в отличие от сварного соединения. Вилка отличается повышенной жесткостью и прочностью. К тому же она обеспечивает улучшенную безопасность при активном катании.
Обратите внимание на наличие блокировки. Это дополнение полезно для тех, кто хочет кататься в разной местности. Если вы будете много ездить по полям, лесам, неровным и ухабистым дорогам, важна хорошая амортизация. А вот на шоссе или в городской местности, если нужно быстро разогнаться, амортизация только мешает. Ваша энергия будет уходить на раскачивание велосипеда, а в скорости вы будете терять. В таком случае активируйте блокировку – с жесткой вилкой легче и быстрее развивать большую скорость.
Колеса и шины
29" колёса на сегодняшний день можно считать наиболее универсальными. Такие колеса, за счет меньшего угла наезда, не сильно сбрасывают скорость, проходя через препятствие и сам проход будет комфортнее для велосипедиста. Также у 29" колес хороший накат, это особенно заметно на больших дистанциях. Но все же они уступают в динамике другим размерам
26" колеса. С таких колёс начиналась эра маунтинбайка. Данная размерность колеса гармонично вписывается на байки малых размеров (в рамах для людей ростом менее 170 см более крупные колёса заставляют производителя изгибать подседельную трубу и применять прочие хитрости). Эти колёса обладают максимальной динамикой и маневренностью. Но хотим отметить, что колеса данного диаметра постепенно уходят в историю и все реже встречаются на новых велосипедах
27,5" – относительно молодой стандарт размерности колес. В массовое производство запущены в 2014 году. Сочетает в себе свойства 29" и 26". Накат лучше, чем у 26", динамика лучше, чем у 29". Популярные колеса и именно на таких останавливают свой выбор многие.
Выбор шин будет зависеть от рельефа, по которому вы планируете кататься. Для бездорожья нужен агрессивный глубокий протектор, который обеспечит уверенное сцепление с грунтом и даже мокрой почвой. Для города можно выбрать менее шипастый вариант.
Тормоза
Тип тормозной системы – это еще один принципиально важный момент, на который необходимо обратить внимание при выборе горного велосипеда. Хорошие тормоза обеспечивают полный контроль над скоростью, поэтому чем активнее вы планируете использовать свой велосипед, тем качественнее потребуется тормозная линия.
Выделяют 2 типа тормозной системы:
V-brake – это бюджетный вариант, который отличается легкой настройкой и недорогим обслуживанием. Для любительского уровня вполне хороший. Торможение происходит за счет прижима резиновой колодки к ободам. Но стоит учесть, что система не любит дождя, грязи, снега. Если что-то попадет на обод колеса, торможение может ухудшиться. К плюсам, помимо приятной стоимости, можно отнести и их незначительный вес, который не утяжеляет велосипед, а также то, что все технические проблемы, которые могут возникнуть с такими тормозами в поездке, легко решить при помощи одного шестигранного ключа.
Диски – эта система считается надежнее, да и выглядит более стильно. Существует два типа привода на диски: механический с тросиками (доступный вариант, в будущем можно перейти на гидравлику) и гидравлика (дорогостоящий вариант, торможение лучше контролируется). Последний выбирают в основном продвинутые велосипедисты. Гидравлика позволяет плавно менять интенсивность торможения и гибко реагировать на дорожные ситуации.
Прежде чем определиться с тормозной системой помните то, что дисковый механизм всегда требователен к точной настройке. А в случае с V-брейками износ тросиков не так выражено влияет на их функциональность.
Трансмиссия
Иногда, выбор горного велосипеда сводится к тому, какой фирмы установлена трансмиссия. И для новичка, услышавшего название SRAM или Shimano – выбор очевиден. Но лучше смотреть не столько на марку, сколько на серию трансмиссии в зависимости от класса велосипеда.
Например, в базовом классе могут быть установлены Shimano Tourney / Altus (3 звезды спереди и 7-8 сзади, соответственно скоростей будет 21-24), в любительском и полупрофессиональном – Shimano Acera / Cues / Deore, SRAM (2 или 3 звезды спереди и 9-10 сзади, тут скоростей будет 18-20 или 27-30).
Вообще, 2/3 звезды спереди – это классика жанра, но бывают и варианты, например, с 1 звездой, такие устанавливают на предпрофессиональных и профессиональных байках. Если вы выбираете велосипед для активного отдыха, то вам вполне подойдет модель с "любительской" трансмиссией 2х9 / 3x9.
Имейте в виду, что передачи возможно модифицировать уже после приобретения велосипеда. Таким образом, этот вопрос не является первостепенным пунктом при покупке байка.
Итак, мы изучили основные технические параметры, которые нужно учесть при покупке. Теперь вы сможете ориентироваться в характеристиках и сравнивать их самостоятельно.
Чтобы вам было проще оценивать разные горные велосипеды, мы привели примеры в нескольких ценовых категория с ключевыми параметрами байков, сравните и выберите оптимальный вариант или обратитесь за помощью к нашим консультантам, которые помогут вам с покупкой идеального для вас двухколесного транспорта.
Параметры |
Aspect Nickel |
Titan Racing Rogue Sport |
Foxx Caiman |
Stinger Element Evo |
Titan Racing Drone Dash |
---|---|---|---|---|---|
Материал рамы | Алюминий | Алюминий | Сталь | Алюминий | Алюминий |
Диаметр колес, дюйм | 29 | 29 | 26 | 27.5 | 29 |
Тип тормозов | Дисковый гидравлический | Дисковый гидравлический | Дисковый механический | Дисковый механический | Дисковый гидравлический |
Кол-во скоростей | 24 | 10 | 21 | 21 | 12 |
Вес, кг | 14.3 | 14.35 | 20 | 15.1 | 12.5 |
И напоследок делимся с вами 2 советами как сэкономить на покупке велосипеда:
- Присоединяйтесь к нашей программе лояльности и экономьте на будущих покупках до 30%.
- Оплачивайте покупку банковской картой на сайте онлайн с промо-кодом ONLINE. Таким образом, вы можете легко сэкономить 5% и избежать неудобств, связанных с наличием сдачи при оплате крупными купюрами при доставке.
Просто скопируйте промо-код и активируйте его в корзине.
Удачных покупок!